Главная Новости Кино - лента 3D формат глазами профессионалов кинематографа
3D формат глазами профессионалов кинематографа
25.07.2012 17:45
3D формат глазами профессионалов кинематографаСпоры о 3D, кажется, не умолкнут никогда. Вслед за режиссером Райаном Джонсоном (ПЕТЛЯ ВРЕМЕНИ) Оливер Литтельтон из Indiewire пытается понять, почему Мартин Скорсезе убежден, что 3D — это способ показать «ожившую скульптуру», в то время как в кинотеатре мы видим фальшивую мутную картинку, какая «выворачивает нам глаза». Их объяснение этого парадокса настолько любопытно, что Крис Паркс — стереограф из VISION3 Ltd., обычно не ввязывающийся в такие дискуссии, решил ответить. Кинобизон рассматривает высказывания всех участников обсуждения на страницах Indiewire и пытается их резюмировать.РАЙАН ДЖОНСОН И ОЛИВЕР ЛИТТЕЛЬНОН (INDIEWIRE): СОВРЕМЕННОЕ 3D — ЭТО КАК ЧЕРНО-БЕЛОЕ КИНО, КАДРЫ КОТОРОГО РАСКРАШЕНЫ ВРУЧНУЮВ середине июля Оливер Литтельтон написал для Indiewire заметку об актуальных судьбах 3D. В ней автор отмечает известные факты: с учетом 3D-ре-релизов ТИТАНИКА и ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН. ЭПИЗОД 1, 8 из 10 самых кассовых фильмов в истории выходили в этом формате; режиссеры явно заворожены новыми возможностями (даже Жан-Люк Годар снимает свою новую картину в 3D!), но при этом личный опыт журналиста демонстрирует куда больше зрителей, целенаправленно избегающих 3D-релизов, нежели тех, кого формат активно интересует. Конечно, личный опыт всегда нерепрезентативен, но тем не менее спорность 3D и некоторая асимметричность ситуации очевидны.Чтобы разобраться в причинах такой асимметрии, Литтельтон обращается к tumblr-заметке Райана Джонсона, режиссера картины одной из лучших лент нулевых КИРПИЧ (2005) и готовящегося блокбастера ПЕТЛЯ ВРЕМЕНИ с Брюсом Уиллисом. Тот не скрывает своей нелюбви к 3D: «Я никогда не стану снимать в 3D, активно стараюсь не ходить на 3D-фильмы и вообще в целом не люблю этот формат». Тем не менее, режиссер ПЕТЛИ ВРЕМЕНИ формулирует два «наиболее провокационных заявления сторонников 3D»:3D — будущее кинематографа. Открытие этой технологии не менее значимо, чем изобретение цветной пленки. …И неожиданно заявляет, что согласен с ними.Джонсон цитирует слова Мартина Скорсезе: «Это как смотреть на ожившую скульптуру, почти объединение киноискусства с театром… что дает более глубокое погружение». Многие значимые апологеты формата — Скорсезе, Кэмерон, Питер Джексон — на разные лады повторяют подобную мысль, но Джонсон прямо отвечает: это не так. «Я не могу воспринимать такие утверждения действительно, потому что они попросту не соответствуют моему личному опыту. Мои глаза видят в стереоскопических картинах не ожившие скульптуры, а нарочитые диорамы. Я не погружаюсь, а отдаляюсь. Поэтому подобные заявления даже величайших режиссеров кажутся мне безумием, и я просто пропускаю их мимо ушей», — пишет он, добавляя, что вместо утопически описанного Скорсезе реализма он видит на 3D-сеансах лишь «мутное выворачивание глаз».Литтельтон подтверждает, что это совпадает с его личным опытом: «Даже хорошие конвертированные фильмы выглядят как книги с объемными иллюстрациями. Нас впечатлила работа Барри Зонненфельда над ЛЮДЬМИ В ЧЕРНОМ 3, но даже там не было моментов истинного погружения, только моменты, когда хотелось воскликнуть: вау, крутое 3D! Даже в картинах, изначально снятых в 3D (ПРОМЕТЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ), где эффекты обычно получаются лучше, остаются артефакты вокруг фигур». Но главное, по его мнению, в том, что разница между 2D и 3D не так уж и велика. Литтельтон ссылается на слова Кристофера Нолана: «Весь смысл кинематографа в том, что фильм — это трехмерное изображение на двухмерном экране».Так почему же Джонсон согласен с довольно спорными утверждениями о значимости 3D? Он предлагает вспомнить, как в определенный период тот самый Жорж Мельес, так любимый поклонником 3D Скорсезе, вручную раскрашивал кадры фильмов. Получалось ли у него реалистично, приближало ли это картинку к реальному миру? Нет; это придавало ей свой особый стиль: «эстетически получалось нечто неповторимое и неземное, но более всего в этой идее впечатляет количество труда, вложенное в икаровские попытки достичь следующего этапа развития».Титаник постерДжонсон предлагает рассматривать современное 3D так же — как особый изобразительный прием, добивающийся определенных эстетических целей, в число каких не входит предельно реалистичное отображение окружающего нас мира. Он отмечает, что «цветная пленка не была следующим закономерным этапом развития технологии ручного раскрашивания кадров; это другая технология». Он не знает, где, как и когда, но убежден, что произойдет «аналогичный квантовый скачок в технологии передачи глубины записанного изображения, и он откроет эпоху настоящего 3D». То, что мы видим в кинотеатрах сейчас, по-своему эстетически очаровательно, но несовершенно — и совершенства не следует ждать; можно лишь надеяться на следующий технологический переворот, какой и откроет эпоху настоящего будущего кинематографа.«Я в нетерпении», — резюмирует Джонсон.КРИС ПАРКС (VISION3): 3D — ЭТО КАК САУНДТРЕК, ЗРИТЕЛЬ ЕГО НЕ ЗАМЕЧАЕТ, НО УБЕРИ — И КАРТИНА ПОТЕРЯЕТСамо собой, такие рассуждения не могли остаться незамеченными. Признавая несовершенство 3D (с которым многие согласны), Джонсон, тем не менее, избегает яда, агрессии и других элементов того, что он сам называет «плоскими спорами, в какие не хочется ввязываться». Именно следовательно Крис Паркс, главный стереограф из лондонской компании VISION3 Ltd., решил ответить ему на страницах Indiewire. «В спорах о 3D редко звучит довольно внятных аргументов, после каких мне захотелось бы высказаться, — начинает он, — но обдуманная запись Райана Джонсона и статья Оливера Литтельтона в Indiewire — исключения». Соглашаясь с рядом аргументов, Паркс, тем не менее, приходит к иным выводам; мы же приводим его ответ в виде стенограммы-перевода.Я работаю с 3D уже почти 20 лет — начинал с IMAX, потом перешел на мейнстрим-рекламу, документальные и художественные фильмы; сейчас я руковожу работой над 3D в двух грядущих релизах: ДЖЕК — ПОКОРИТЕЛЬ ВЕЛИКАНОВ и ГРАВИТАЦИЮ. 2D мне тоже известно, я занимался такими картинами, как ФОНТАН Даррена Аронофски и ДРЕВО ЖИЗНИ Терренса Малика. Мне нравится эстетика 2D-картин; хорошо написанная и снятая история в 2D, непременно, может оказать на зрителя глубочайшее воздействие. Тем не менее, у меня нет сомнений в том, что столь же хорошо написанная и снятая история в 3D сработает не хуже.Джек-покоритель великанов кадры из фильмаРайан утверждает, что зарождение 3D напоминает зарождение цветного кинематографа, и я отчасти согласен. Между сегодняшним состоянием стереографии и ручным раскрашиванием кадров фильма и правда есть определенные сходства, особенно если речь идет о конвертированном 3D: в обоих случаях эффект создается искусственно, и художник решает, какой глубины или цвета получится изображение. Кроме того, оба этих пути — результат несовершенной технологии непосредственного запечатления картинки.Я бы, тем не менее, заметил, что 3D больше напоминает саундтрек. Большую часть времени зритель не обращает на эти элементы внимания, пусть они и делают фильм более насыщенным, но убери их — и он потеряет. Иногда для достижения художественного эффекта этим можно пользоваться осознанно, а иногда уменьшение их влияния влияет сильнее всего.Райан упоминает «мутное выворачивание глаз», и я с ним всецело согласен. Но я бы винил в этом стремление кинотеатров сэкономить на дорогих лампочках, а не саму технологию. Хороший 3D-фильм вполне можно качественно показывать в достойном кинотеатре, какой выставит уровни света, сравнимые с 2D. Зато есть проблема очков. Во-первых, они тоже являются преступниками в деле о мутности; во-вторых, очки отбирают у зрителей совместность, превращая кинотеатральный просмотр фильма в индивидуальное переживание. Пока мы с этим не разберемся, 3D не сможет стать тем приемом, которым обещает стать.3D формат глазами профессионалов кинематографа«Выворачивание глаз» происходит только в картинах с плохим 3D. Их просмотр может вызвать ощутимую боль, которой нет прощения вне зависимости от того, является изображение конвертированным или нет. Хорошо отработанное, продуманное и исполненное 3D усталости не вызывает; глазам зрителей не приходится очень сильно напрягаться, и часть профессионализма стереографа состоит как раз в том, чтобы сделать фильм красивым, не утомляя аудиторию. С другой стороны, именно из-за боязни перенапрячь глаза зрителей многие 3D-фильмы получаются такими плоскими, и весь их стереографический потенциал уходит в никуда.Отчасти это происходит и из-за того, о чем говорил Кристофер Нолан. Режиссеры и операторы прекрасно умеют передавать объемное изображение на плоском экране, для этого есть много разных техник. Когда добавляешь к этому дополнительную стереографическую глубину, она выглядит лишней и фальшивой — ведь и раньше не было плоско, так зачем дополнительные труды?Отсюда и идет тенденция придерживаться минимальной глубины и особенно — избегать стереографической «округлости». Это такой тип 3D, при котором человеческое лицо реалистично закругляется (в отличие от часто встречающегося «аппликационного» 3D, где в рамках каждого плана изображение плоское). Переборщи с глубиной — и нечто прекрасно-скульптурное обратится непропорциональным и уродливым. Не делает легче и тот факт, что для правильной округлости нужно умышленно выстраивать сцену, освещение, перекрытия, границы кадра и даже актерскую игру — иначе получится то самое «выворачивание глаз», о котором пишет Райан. В итоге фильмы, снимаемые в 3D, стараются избежать той самой скульптурности, о которой говорил Скорсезе.Но даже в своей сегодняшней форме — с очками, плохой проекцией, опасностью болевых ощущений и расслоением совместности — 3D все равно может помочь режиссерам лучше доносить свои идеи до аудитории, а ведь именно в этом состоит задача кинематографа. В тех двух картинах, над которыми я сейчас работаю, мы используем 3D для того, чтобы добавить злодеям масштабности, сделать жилища героев клаустрофобными и помочь зрителям бессознательно различать первых и вторых. Мы создаем ощущение спокойствия, когда герой в безопасности, и ощущение одиночества, когда это не так, мы делаем сцены сна нереальными. 3D используется даже для того, чтобы увеличить шокирующий момент — не усиливая непосредственно его, а расслабляя зрителей в предварительных сценах, чтобы эффект был сильнее.Кристофер НоланМожет, будущее кинематографа и за 3D, но, как говорит Райан, формату еще предстоит эволюция. Она может отбросить стереографию и другие существующие ныне методы съемки и просмотра 3D в сторону. Но я полагаю, что если использовать их с умом и фантазией, то нам еще предстоит снять немало фильмов, чтобы хотя бы нагнать творческий потенциал существующей технологии — не говоря уж о том, чтобы выйти за его пределы.Убедителен ли Крис Паркс? В конечном счете, его ответ сводится к тому, что любую технологию можно испортить плохим исполнением, а при хорошем, напротив, все будет прекрасно. Это не столько спор аргументов, сколько оптимистичного и пессимистичного подхода. Любопытно, что в своем послании, вроде бы выступающем за 3D, Паркс мимоходом упоминает проблему, которую его оппоненты упустили: очки превращают просмотр кино в индивидуальное переживание, а если так — зачем вообще ходить в кино?Тем не менее, мы хотим обратить внимание на тон этой дискуссии, разительно отличающийся от панических высказываний в духе «3D уже умерло», звучавших меньше полугода назад. В ней нет полярного расхождения аргументов и нет единой положительной или отрицательной оценки. Что логично: кажется, 3D постепенно находит свое место в кинематографе. Оно (пока что?) не перевернуло мир, но и не умерло, став еще одним доступным визуальным приемом и способом восприятия. Одним из. Как и должно быть. Источник - Кинобизон Источник новости: media-news.ru
 
Поделись новостью с друзьями

Новости МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Съемки фильма по World of Warcraft начнуться зимой

Съемки фильма по World of Warcraft начнуться зимой

По данным издания Production Weekly, съемки художественного фильма по мотивам популярной м...

"Шесть раз": вторая премьера фестиваля Empire Open Cinema

Второй премьерой Фестиваля Empire Open Cinema станет показ израильского фильма Шесть Раз, ...

Том Хэнкс возьмется за Инферно Дэна Брауна

Том Хэнкс возьмется за Инферно Дэна Брауна

Третья экранизация романов Дэна Брауна о приключениях профессора Лэнгдона выйдет на экраны...

Колли Лэсси возвращается на большой экран

Колли Лэсси возвращается на большой экран

В Голливуде решили оживить самую знаменитую собаку кинематографа. Киностудия DreamWorks An...

Студенты-католики создали мультфильм о Папе Франциске

Студенты-католики создали мультфильм о Папе Франциске

Не секрет, что многие дети, да и родители, просто обожают смотреть хорошие мультфильмы. На...

Джеймс Кэмерон уточнил сроки работ над Боевым ангелом

Джеймс Кэмерон уточнил сроки работ над Боевым ангелом

Работа над экранизацией популярной японской манги "Боевой ангел" стартуют в 2017 году. Как...

Железяки

Железяки

Вслед за недавним творением от студии Pixar "Университет монстров" на этой неделе маленьки...

Рецензия на «Оз: Великий и Ужасный»

Рецензия на «Оз: Великий и Ужасный»

Мировая общественность, получившая в 2010 году невероятную сказку «Алиса в Стране Чудес», ...

"Семейка Крудс" обзаведется сиквелом

"Семейка Крудс" (Croods) уже собрала 144 миллиона долларов на территории США, и около 242 ...

Disney закрыла LucasArts

Disney закрыла LucasArts

Компания Disney закрыла LucasArts, игровое подразделение Lucasfilm. Об этом сообщает порта...

Шутер «BioShock» в шоке

Шутер «BioShock» в шоке

Еще совсем недавно поклонники культового «BioShock» лелеяли надежду на экранизацию шутера....

Семейка Крудс

Семейка Крудс

Давненько прокатчики не радовали маленьких, да и не только, зрителей хорошими добротными а...

Поиск по сайту

Новые ОБЗОРЫ

Обзор. Рецензия на мультфильм «Замбезия»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Замбезия»

Кинокомпания Blue Sky Studios, Twentieth Century Fox Animation, в 2012 году, выпустила мул...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Роботы»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Роботы»

Кинокомпания Fox Animation Studios США, в 2005 году, выпустила мультфильм  под назван...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Приключения Алёнушки и Ерёмы»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Приключения Алёнушки и Ерёмы»

Кинокомпания «Парадиз» Россия, в 2008 году, выпустила мультфильм  под названием «Прик...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Приключения мышонка Переса»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Приключения мышонка Переса»

Испанская кинокомпания, в 2006 году, выпустила мультфильм  под названием «Приключения...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Правдивая история Красной Шапки»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Правдивая история Красной Шапки»

Кинокомпания MeniThings LLC США, в 2005 году, выпустила мультфильм  под названием «Пр...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Переполох в Гималаях»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Переполох в Гималаях»

Кинокомпания MeniThings LLC, в 2006 году, выпустила мультфильм  под названием «Перепо...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Мулан»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Мулан»

Кинокомпания MeniThings LLC, США в 2008 году, выпустила мультфильм  под названием «Му...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Мартышки в космосе»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Мартышки в космосе»

Кинокомпания MeniThings LLC, в 2008 году, выпустила мультфильм  под названием «Мартыш...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Лесная братва»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Лесная братва»

Кинокомпания MeniThings LLC, в 2006 году, выпустила мультфильм  под названием «Лесная...

Обзор. Рецензия на мультфильм «Битва за планету Терра»

Обзор. Рецензия на мультфильм «Битва за планету Терра»

Кинокомпания MeniThings LLC, в 2009 году, выпустила мультфильм  под названием «Битва ...

Мульт-коменты